|
Любое мастерство - это не
только призвание, образование и талант,
это еще и самопожертвование. Здесь не принято торговаться,
требовать условий и средств, дабы в перспективе выдать результат.
Все от начала до конца нужно делать самому.
"УМЕНИЕ, ВОЗВЕДЁННОЕ В СТЕПЕНЬ ИСКУССТВА"
Это для себя давно уяснил, будучи студентом - дипломником, Александр
ГУСЕВ. Если хочешь расти, то поначалу твою «планку» тебе будут
определять учителя. Взял ее - молодец, но если хочешь достичь
вершин ремесла - сам ее для себя поднимай, будь самодостаточен.
Нет, им двигали не амбиции «выскочки», когда вместо двух полупар
обуви на свой диплом в МТИ БО он представил 26 вещей, объединенных
комплектами и коллекционностью. Он просто увлекся, успевая
практиковаться сразу на двух предприятиях Москвы и разрываясь между
своей семьей, где ожидали рождения ребенка, и семьей родителей в
другом городе, которым надо было помогать.
«Мне нравится, когда не хватает времени и к вечеру устаешь.
Засыпая, планируешь следующий день, и все снова повторяется,
приближая результат», - говорит Александр.
А результат был ярким. Его диплом - мужские комплекты обуви с
кожгалантерейными изделиями «Турнир» - стал сенсацией института.
Исполненных в материале вещей хватило бы на 14 самостоятельных
дипломов с разным профилем. Молодому специалисту поступили семь
предложений от московских предприятий и фирм. Он выбрал Общесоюзный
Дом моделей обуви. Уже осенью на Всесоюзном конкурсе - показе
коллекций обуви и кожгалантерейных изделий дипломная коллекция
«Турнир» была признана лучшей и получила Гран-при. Согласитесь,
неплохое начало: со студенческой скамьи сразу в «Чемпионы СССР» в
ремесле, которое за звание лучшего приносило 150 рублей к
110-рубевому окладу молодого специалиста, что было желанным
подспорьем молодой семье.
Работа в ОДМО приносила победы в конкурсах и на фестивалях моды,
дипломы, грамоты, премии, уважение коллег и специалистов. Объему
заказов, какой получал Александр, можно было позавидовать! Его
услугами пользовались не только звезды кино, театра, эстрады, цирка,
но целые театральные труппы и коллективы, обувные фабрики по всему
СССР.
Ветер перемен стал «выдувать» из ОДМО первую аббревиатурную букву.
Союз распадался, в структурах организации появились первые
«трещины». Бесперспективность положения, мечта о свободном
творчестве и собственном деле подсказали решение: «Вытряхиваем
синиц из карманов и совсем натощак ловим журавля». Не было никакой
стабильности - Александр перебивался случайными заработками,
думая, что главное - выстоять, удержав позицию.
В 1993 году жене Ирине предстояло защищать диплом в том же
институте. Решили вместе продолжить тему как стиль «рыцарского
романтизма» (в будущем - стиль «Дома Гусевых»). Вещей в этой сугубо
дамской коллекции «Наряды для Фонтогерро» уже насчитывалось 59
единиц. Ирина как модельер одежды занималась комплектом, состоящим
из кожаной юбки и куртки. Все остальные акцентированные аксессуары
в коллекции - сумки, пояса, ремни, перчатки, браслеты, нагрудные
украшения и т.д. - были исполнены Александром, который не мог
остаться в стороне.
Защита проходила на проспекте Мира у В.ЗАЙЦЕВА. Блистательный в
прямом и переносном смысле этого слова диплом стал лучшей
профессиональной работой на Всероссийской выставке - конкурсе в ЦДХ
«Дизайн-93» и получил Гран-при «Золотая Виктория». Его автоматически
приняли в Союз дизайнеров России и Московский Союз дизайнеров.
Коллекция пополнялась новыми вещами, и в 1994 году началась серия
показов на площадках престижных элитных клубов Москвы и
Санкт-Петербурга.
В 1995 году в Сочи на I Фестивале российских домов моды пополненная
новыми вещами коллекция получила приз главного спонсора фестиваля -
фирмы «Кока - кола», состязаясь с сорока семью куда более именитыми
коллегами.
В том же году она принесла еще одну победу, став лучшим
предложением выставки - конкурса «Дизайн - 95». Вторую «Золотую
Викторию» не вручили, сообщив, что это не «Оскар», чтобы по 11 штук
отдавать в одни руки, как за «Титаник». Получил - дай другим
получить.
Между всеми ключевыми событиями, до и после, были многочисленные
международные, всесоюзные, всероссийские выставки, конкурсы,
фестивали с дипломами, грамотами, премиями и даже медалями.
Долгое время Гусевы жили с двумя детьми в малогабаритной квартире,
служившей одновременно и мастерской. Не то что работать - жить было
тесновато. Коллекции висели по периметру тринадцатиметровой
комнаты на гвоздях. Многочисленные журналисты после увиденного на
выставках и подиумах, приезжая к авторам, были обескуражены. Да,
это по - нашему, по - русски. А кому тогда приходилось работать в более
легких условиях?
Потом появилось помещение - арендовали у тюрьмы. Изменились и
жилищные условия. Искусством вообще сложно зарабатывать: и в те
времена, и даже сегодня к коллекциям от кутюр наша страна несколько
не готова. До новых ли веяний в моде, до стиля ли нам, если
большинство людей не в силах решить насущные проблемы.
Мода - удел стран с высокоразвитой экономикой, где индустрия моды -
не понятие, а реально существующие условия. У нас есть перспективы,
есть чем заниматься. Все не так уж безнадежно, слава Богу.
Творчество на данный момент - великая роскошь, которую себе может
позволить не каждый.
Этим можно восторгаться, восхищенно говорить о ярком, самобытном
таланте, энергичности и необыкновенной работоспособности, но и
состояния ведь пока не сделать, собственную индустрию моды не
возвести.
Клонов Александр не делает, каждый экземпляр его коллекций
по - своему уникален. Ателье «Дом Гусевых» с практически безграничным
перечнем услуг для клиентов выполняет более утилитарные и
востребованные заказы, однако налаживать «промышленное
производство» не спешит - нерентабельно. Территориально ателье с
потенциалом модного дома место в городе занимает весьма скромное,
но дом на улице Гоголя известен многим зеленоградцам и москвичам,
считающим, что не место красит человека... И тем не менее в условиях
рыночной экономики удобное помещение, мастерскую, офис, если хотите,
в городе даже те, кто работает на его престиж, могут только купить.
Значит, продолжаем трудиться и ждать, когда ситуация изменится.
Лозунг «Искусство принадлежит народу» остается непреложным. Его
творят настоящие художники, мастера, возводящие свое ремесло в
высокие образцы прикладного искусства.
Секретов в этом ремесле, как и в любом другом, как вы догадываетесь,
предостаточно. Каждый мастер на то и мастер, и критериями его оценки
является уникальность, неповторимость особенного видения мира,
отраженного в творчестве. Слишком много слагаемых успеха
мастерства, чтобы взяться за описание одного из них.
Все -таки главное - любить дело, которым занимаешься, которому себя
посвятил, не считаясь ни с какими обстоятельствами.
В этом и заключается самопожертвование. Настоящее искусство всегда
требует жертв, а мы перед ним всегда останемся в вечном долгу.
А.АЛЕКСЕЕВ, фото А.ГУСЕВА
"Дизайнер
обуви: талант плюс золотые руки", автор: Дмитрий Колодин
|
|