Любое мастерство - это не только призвание, образование и талант,  это еще и самопожертвование. Здесь не принято торговаться, требовать условий и средств, дабы в перспективе выдать результат. Все от начала до конца нужно делать самому.

  "УМЕНИЕ, ВОЗВЕДЁННОЕ В СТЕПЕНЬ ИСКУССТВА"

    Это для себя давно уяснил, будучи студентом - дипломником, Александр ГУСЕВ. Если хочешь расти, то поначалу твою «планку» тебе будут определять учителя. Взял ее - молодец, но если хочешь достичь вершин ремесла - сам ее для себя поднимай, будь самодостаточен.

    Нет, им двигали не амбиции «выс­кочки», когда вместо двух полупар обуви на свой диплом в МТИ БО он представил 26 вещей, объединенных комплектами и коллекционностью. Он просто увлекся, успевая практиковаться сразу на двух предприятиях Москвы и разрываясь между своей семьей, где ожидали рождения ребенка, и семьей родителей в другом городе, которым надо было помогать.

    «Мне нравится, когда не хватает времени и к вечеру устаешь. Засыпая, планируешь следующий день, и все снова повторяется, приближая результат», - говорит Александр.

    А результат был ярким. Его диплом - мужские комплекты обуви с кожгалантерейными изделиями «Турнир» - стал сенсацией института. Исполненных в материале вещей хватило бы на 14 самостоятельных дипломов с разным профилем. Молодому специалисту поступили семь предложений от московских предприятий и фирм. Он выбрал Общесоюзный Дом моделей обуви. Уже осенью на Всесоюзном конкурсе - показе коллекций обуви и кожгалантерейных изделий дипломная кол­лекция «Турнир» была признана лучшей и получила Гран-при. Согласитесь, неплохое начало: со студенческой скамьи сразу в «Чемпионы СССР» в ре­месле, которое за звание лучшего приносило 150 рублей к 110-рубевому окладу молодого специалиста, что было желанным подспорьем молодой семье.

    Работа в ОДМО приносила победы в конкурсах и на фестивалях моды, дипломы, грамоты, премии, уважение коллег и специалистов. Объему заказов, какой получал Александр, можно было позавидовать! Его услугами пользовались не только звезды кино, театра, эстрады, цирка, но целые театральные труппы и коллективы, обув­ные фабрики по всему СССР.

    Ветер перемен стал «выдувать» из ОДМО первую аббревиатурную букву. Союз распадался, в структурах организации появились первые «трещины». Бесперспективность положения, мечта о свободном творчестве и собственном деле подсказали решение: «Вытряхиваем синиц из карманов и совсем натощак ловим журавля». Не было никакой стабильности - Александр перебивался случайными заработками, думая, что главное - выстоять, удержав позицию.

    В 1993 году жене Ирине предстояло защищать диплом в том же институте. Решили вместе продолжить тему как стиль «рыцарского романтизма» (в будущем - стиль «Дома Гусевых»). Вещей в этой сугубо дамской коллекции «Наряды для Фонтогерро» уже на­считывалось 59 единиц. Ирина как модельер одежды занималась комплектом, состоящим из кожаной юбки и куртки. Все остальные акцентированные аксессуары в коллекции - сумки, пояса, ремни, перчатки, браслеты, нагрудные украшения и т.д. - были исполнены Александром, который не мог остаться в стороне.

    Защита проходила на проспекте Мира у В.ЗАЙЦЕВА. Блистательный в прямом и переносном смысле этого слова диплом стал лучшей профессиональной работой на Всероссийской выставке - конкурсе в ЦДХ «Дизайн-93» и получил Гран-при «Золотая Виктория». Его автоматически приняли в Союз дизайнеров России и Московский Союз дизайнеров.

    Коллекция пополнялась новыми вещами, и в 1994 году началась серия показов на площадках престижных элитных клубов Москвы и Санкт-Петербурга.

    В 1995 году в Сочи на I Фестивале российских домов моды пополненная новыми вещами коллекция получила приз главного спонсора фестиваля - фирмы «Кока - кола», состязаясь с сорока семью куда более именитыми коллегами.

    В том же году она принесла еще одну победу, став лучшим предложением выставки - конкурса «Дизайн - 95». Вторую «Золотую Викторию» не вручили, сообщив, что это не «Оскар», чтобы по 11 штук отдавать в одни руки, как за «Титаник». Получил - дай другим получить.

    Между всеми ключевыми событиями, до и после, были многочисленные международные, всесоюзные, всероссийские выставки, конкурсы, фестивали с дипломами, грамотами, премиями и даже медалями.

    Долгое время Гусевы жили с двумя детьми в малогабаритной квартире, служившей одновременно и мастерской. Не то что работать - жить было тесновато. Коллекции висели по периметру тринадцатиметровой комнаты на гвоздях. Многочисленные журналисты после увиденного на выставках и подиумах, приезжая к авторам, были обескуражены. Да, это по - нашему, по -  русски. А кому тогда приходилось работать в более легких условиях?

    Потом появилось помещение - арендовали у тюрьмы. Изменились и жилищные условия. Искусством вообще сложно зарабатывать: и в те времена, и даже сегодня к коллекциям от кутюр наша страна несколько не готова. До новых ли веяний в моде, до стиля ли нам, если большинство людей не в силах решить насущные проблемы.

    Мода - удел стран с высокоразвитой экономикой, где индустрия моды - не понятие, а реально существующие условия. У нас есть перспективы, есть чем заниматься. Все не так уж безнадежно, слава Богу. Творчество на данный момент - великая роскошь, которую себе может позволить не каждый.

    Этим можно восторгаться, восхищенно говорить о ярком, самобытном таланте, энергичности и необыкновенной работоспособности, но и состояния ведь пока не сделать, собственную индустрию моды не возвести.

    Клонов Александр не делает, каждый экземпляр его коллекций по - своему уникален. Ателье «Дом Гусевых» с практически безграничным перечнем услуг для клиентов выполняет более утилитарные и востребованные заказы, однако налаживать «промышленное производство» не спешит - нерентабельно. Территориально ателье с потенциалом модного дома место в городе занимает весьма скромное, но дом на улице Гоголя известен многим зеленоградцам и москвичам, считающим, что не место красит человека... И тем не менее в условиях рыночной экономики удобное помещение, мастерскую, офис, если хотите, в городе даже те, кто работает на его престиж, могут только купить. Значит, продолжаем трудиться и ждать, когда ситуация изменится.

    Лозунг «Искусство принадлежит народу» остается непреложным. Его творят настоящие художники, мастера, возводящие свое ремесло в высокие образцы прикладного искусства.

    Секретов в этом ремесле, как и в любом другом, как вы догадываетесь, предостаточно. Каждый мастер на то и мастер, и критериями его оценки яв­ляется уникальность, неповторимость особенного видения мира, отраженно­го в творчестве. Слишком много слага­емых успеха мастерства, чтобы взяться за описание одного из них.

    Все -таки главное - любить дело, которым занимаешься, которому себя посвятил, не считаясь ни с какими обстоятельствами.

    В этом и заключается самопожертвование. Настоящее искусство всегда требует жертв, а мы перед ним всегда останемся в вечном долгу.

А.АЛЕКСЕЕВ, фото А.ГУСЕВА

 "Дизайнер обуви: талант плюс золотые руки", автор: Дмитрий Колодин




Назад На главную Вперёд
Hosted by uCoz